Весогабаритный контроль: много вопросов и мало ответов

Автоматическую систему весогабаритного контроля обсудили на прошедшей в столице конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности» в начале октября

Цифровизация, единый реестр грузоперевозчиков и меры по «обелению» рынка традиционно становятся главными темами профильных логистических мероприятий. В привычный список входит также АСВГК – через 5 лет ее сеть должна насчитывать уже порядка 400 пунктов на федеральных трассах и еще более 360 – в регионах, а многие ключевые проблемы все еще остаются без решения. Так, например, еще не найден концессионер: сейчас пункты, которые работают в тестовом режиме, обслуживают «Ростелеком» и оператор «Платона», компания «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС).

 «Камнем преткновения» является также вопрос корректности работы многих весов – новости о фиксации перевеса при отсутствии какой-либо загруженности фуры в принципе в Свердловской области разошлись по многим СМИ, и этот случай – не единственный. Сейчас порядка 40% перевозчиков недогружают ТС, пишет «Логирус» со ссылкой на исследование компании Omnikomm и ассоциации «Грузавтотранс», в среднем на 20%, чтобы наверняка избежать перевеса. В случае некорректной работы весов, соответственно, наложение штрафов на перевозчика неправомерно, отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. Эксперт считает, что одним из выходов может стать сеть коммерческих весов, при этом их необходимо сертифицировать и «закольцевать» в единую систему. Также он добавляет, что нужно предусмотреть возможность использования данных других АПВГК по ходу движения ТС. И важно иметь альтернативную возможность проезда через весы, корректность которых не будет вызывать сомнений.

Другая проблема – недостаточная система информирования перевозчика о факте нарушения. Точнее, практически полное ее отсутствие, так как в большинстве случаев компания узнает об этом только при получении «письма счастья». Представители бизнеса предлагали внедрить рассылку оповещений через СМС, или на электронную почту; наконец, озвучивалось предложение по установке информационных табло непосредственно на пунктах взвешивания.

− Минтранс, Росавтодор и другие ведомства пока не готовы принимать предложение по установке информационных табло: по расчетам ведомств, в бюджете не предусмотрено дополнительных расходов на систему АСВГК. В итоге законопроект отклонен. Решено создать согласительную комиссию, − поясняет Александр Лашкевич.

В свою очередь, Анатолий Глухов, руководитель отдела дорожной деятельности департамента политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ, отмечает, что госорганы готовы дискутировать о вопросах информирования и создания табло. Поэтому вопрос до сих пор остается открытым.

Наконец, не менее болезненной темой остаются санкции за нарушения по весовым и габаритным нормам. Логистические компании – за то, чтобы максимально дифференцировать штрафы, а также снизить верхние пороги.

− Например, сумма штрафа за перегруз более 10% и не более 20% должна составлять 30 – 50 тыс. рублей, − поясняет Александр Лашкевич.

Изначально, напомним, границы штрафов варьировались от 150 тыс. рублей до 500 тыс. рублей согласно статье 12.21.1 КоАП. При этом, в случае фотофиксации, штраф начислялся по верхнему пределу даже физическим лицам. Разбирательства в итоге дошли до Конституционного Суда, который постановил, что размер штрафа не должен зависеть от способа фиксации нарушения, и начислять штрафы по нижней границе. Впрочем, даже в этом случае максимальный штраф достигает 400 тысяч рублей.

Так или иначе, по словам замдиректора ФКУ «Росдормониторинг» (подведомственная организация Росавтодора) Сергея Юнгова, Минтранс и Росавтодор готовы беседовать на тему снижения штрафов. При этом министерство и ведомства категорически против повышения не штрафуемого порога при фиксации весами АСВГК с 2% до 10%, которое предлагают представители бизнес-сообщества.