Тяжесть наказания может быть пропорциональна тяжести проступка, сообщили в правительстве
Предложения о том, чтобы модифицировать систему АСВГК для облегчения жизни грузоперевозчикам, звучат уже давно. В частности, предлагалось ввести систему SMS-оповещений компаний о штрафах, создать общедоступную сеть с обозначением местонахождений рамок АСВГК с помощью геоинформационных ресурсах (Yandex, Google и пр.). А также дифференцировать штрафы за перегруз. Минтранс и Минэкономики до начала августа должны совместно с «Опорой России» подумать о целесообразности снижения минимальной административной ответственности перевозчиков за превышение весогабаритных параметров и дифференциации этой ответственности в зависимости от обстоятельств правонарушения.
На данный момент штрафы за перевес достаточно высоки: для ИП – 80-100 тыс. рублей, для юридических лиц – 250-400 тыс. рублей. Дополнительные сложности создает сама система АСВГК, которая не всегда работает корректно и добавляет лишние килограммы там, где по факту их нет. А доказать отсутствие нарушения – крайне сложно за отсутствием разработанной правовой базы для этого. С учетом расширения АСВГК (к 2024 году вместо сегодняшних 28 планируется установить 387 пунктов ВГК на федеральных трассах, и на региональных — 366 пунктов) этот вопрос для перевозчиков стоит как никогда остро.
Директор по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич уверен, что за незначительное правонарушение штраф должен быть не более 20–50 тыс. рублей, а за умышленный перегруз — «заградительный». Информирование водителя или собственника ТС, отмечает он, должно осуществляться не только через SMS, но и посредством информационных табло, а также должна быть площадка, где водитель или собственник сможет устранить нарушение. По словам Лашкевича, актуальным было бы и получение транспортными компаниями карты весов. Однако пока таковую, по его словам, получить не удалось.
Заместитель гендиректора ГК «БиПитрон» и глава проекта «Смарт-автомобиль» Тарас Коваль отмечает, что в развитых странах ВГК ведется по двум основным направлениям: соблюдение технических параметров подвижного состава и допустимых габаритов, исходя из сохранности дорог. «АСВГК в сегодняшнем виде позволяет делать только второе,— говорит он.— Штрафы от 150 тыс. рублей — превосходная мотивация нарушать первый неконтролируемый пункт, что уже и начинает происходить». Господин Коваль согласен, что необходимо ввести ответственность оператора за результаты взвешивания, хотя «власти уходят в сторону от этого вопроса».