В книге «Органика. Мифы и реальность» пионер органического сельского хозяйства в России Сергей Бачин подробно описал суть органического производства, которое во многом является революционным для российских граждан, в то время как по всему миру органическое сельское хозяйство уже много лет, как получило заслуженное признание.
Его продукты обоснованно считаются самыми экологичными, чистыми и вкусными. В настоящее время еще сохраняются силы, которые ревностно относятся к успехам органики — это сторонники индустриально-химической системы производства сельского хозяйства. За последние годы с их подачи появилось много мифов и заблуждений об органике, чем и был мотивирован выбор Сергея Бачина названия для его книги. В ней он легко опровергнул все эти мифы и заблуждения.
В главе «История органического движения» Сергей Бачин представил обзор длинного пути, который земледелие прошло, пока не пришло к органике.
Когда 10 тысяч лет назад древний человек впервые бросил семена в почву, не существовало синтетических удобрений и стимуляторов роста, однако способы возделывания земли были далеки от органических. Из-за этого почве наносился серьезный урон, она становилась скудной и не могла кормить людей. Во многом это способствовало постепенному исчезновению ряда сильных цивилизаций. К примеру, Месопотамии, острова Пасхи, жителей нагорий в Восточной Греции. По прошествии сотен и тысяч лет эти территории продолжают страдать от последствий скудности почв, которые стали экологической катастрофой для населявших эти земли народов. Впрочем, вполне объяснимо, эти трагичные явления были локализованы, и глобального влияния на судьбу человеческой цивилизации не оказывали. Как отмечает Сергей Бачин, в последние 150 лет, что существует человечество, люди сформировали глобальную модель индустриально-химического промышленного сельского хозяйства. Поначалу все были очарованы ее эффективностью, не предполагая, насколько деструктивное влияние она окажет на реки и водоемы, поля и лесные массивы, что будет угрожать жизни всей Земли.
В древние времена наиболее «глазастым» земледельцам удалось выявить способ возвращения питательных веществ в почву за счет применения органических материалов в виде водорослей, золы, измельченных костей животных и навоза. Также землепашцы узнали о том, что за счет выращивания зеленых культур и их последующего внесения обратно в почву можно оказать позитивно влияние на ее плодородие. Эти знания стали передаваться из поколения в поколения, и в итоге они стали базой для органики, которой мы ее знаем.
Конец 19-го века ознаменовался началом новой истории сельского хозяйства. Люди, отчаянно ища высокоэффективный и наименее трудоемкий способ производства пищи, остановили свой выбор на химической отрасли. Это поворотный момент в деле развития мирового земледелия.
Так называемая «великая лихорадка гуано» (этот птичий помет втрое и даже впятеро увеличивал урожайность почвы!) позволила земледельцам понять, что почву целесообразнее делать более плодородной не за счет естественных стимуляторов, ведь их постоянно не хватает. Нужно сосредоточить усилия на производстве искусственных стимуляторов. За то же самое гуано Америка и Перу едва не устроили локальную войну, пытаясь оспорить острова с запасами этих экскрементов.
Начало 20-го века отметилось открытием Фрица Габера, сумевшим выделить азот из воздуха. Это позволило создать нитраты, выступившие в качестве первых искусственных удобрений. К середине века массовое применение искусственных удобрений, пестицидов и иных химических веществ, позволило получать максимальные урожаи на почвах всех видов. Тогда казалось, что эти стимуляторы созданы в помощь фермеру, но об этом позднее.
Почти в то же время был налажен массовый выпуск автомобилей на двигателях внутреннего сгорания. Это вполне закономерно способствовало трансформации сельского хозяйства в сторону его индустриализации. Для повышения эффективности обработки полей химикаты даже распыляли с самолетов, — отмечает Сергей Бачин.
Важнейший вклад в развитие земледелия сделала и генетика. В середине 1940-х гг. занятые в ней специалисты помогли совершить «зеленую революцию», произошедшую на пике Второй мировой войны. Эта «революция» сводилась к разработке высокоурожайных гибридов пшеницы, риса и иных культур. Благодаря этому была устранена проблема голодной смерти, которая грозила миллионам людей.
Окончание войны отметилось ростом случаев использования химикатов в сельхозотрасли. Они способствовали уничтожению насекомых и сорняков, тогда как гормоны роста помогали растить птиц и животных. Активизация усилий в этом направлении во многом связано с тем, что крупные химпредприятия, выпускавшие боевые отравляющие вещества, начали акцентировать усилия на выпуске продукции мирного назначения. Знал бы кто-то тогда, насколько большую опасность несет человечеству переход на индустриально-химическую модель производства.
Сотрудница одного из американских экологических ведомств Рейчел Карсон стала тем человеком, который во многом поспособствовал тому, что люди сняли розовые очки в отношении химикатов. Ей удалось доказать, что такие вещества оказывают деструктивное воздействие на почву и, вполне логично, человеку. В книге «Безмолвная весна» (она была переведена и на русский язык) Карсон, в частности, фактологически доказала вред от использования популярного пестицида дихлорфинилтрихлорэтана (ДДТ). Важно отметить, что ни сама Карсон, ни ее книга, не имели никакого отношения к органике. Однако благодаря выходу этого литературного труда люди стали осознавать важность ЗОЖ, а фермеры в массовом порядке обращать свой взор в пользу экологичного сельского хозяйства.
В 1972 г., спустя десять лет после выхода книги Карсон, в Париже была создана первая международная организация IFOAM 14. Она консолидировать поклонников здорового питания и органического производства.
Развитие органики не радовало крупные компании, работавших на рынке сельскохозяйственных удобрений. Они пытались очернить эту модель сельского хозяйства черным пиаром, судебными преследованиями, газетными кампаниями. Именно тогда вокруг органики начали возникать искусственные мифы, отголоски которых слышны до сих пор. Впрочем, развитию органического движения это не помешало. Все больше стран стало принимать законы, технические регламенты, национальные стандарты, посвященные производству «органики». Ключевыми в этом отношении стали «девяностые», когда более сорока мировых государств законодательно способствовали развитию органического производства.
В настоящее время Российская Федерация готова к полномасштабному развитию органического производства. У нее есть то, чем не могут похвастаться другие страны мира — огромный объем неиспользуемых пахотных земель. Как информировал Росстат, у РФ есть порядка сорока миллионов гектаров пашни, выведенных из интенсивного оборота. Многие поля из этих территорий не знают, что такое удобрения и пестициды, уже два десятилетия. За этот периода произошло их полное очищение от деструктивного воздействия химикатов. Эти свободные и чистые пахотные земли идеальны с точки зрения органического качества, они составляют стратегический резерв РФ.
Также в наследство от Советского союза России досталась крупноконтурная система земледелия. Она позволяет внедрять единые технологии органического сельского хозяйства единовременно на больших площадях. Эта система исключает необходимость согласовывать действия с большим кругом небольших собственников, обладающих различной экономической мотивацией. И это позитивное отличие от стран Западной Европы, — резюмирует автор.
Если и можно кого-то назвать успешным бизнесменом, так это Сергея Бачина. За последние годы он зарекомендовал себя не только амбициозным человеком, но и тем, кто эти амбиции подтверждает делом. За что бы не брался Сергей Викторович, повсюду он оставляет свой позитивный след. Неслучайно с его именем связаны ГК «Агранта» (председатель совета директоров), холдинговая компания «АгриВолга» (владелец, через нее Бачин развивает органическое производство в Ярославской области), АНО «Павловская гимназия» (руководитель попечительского совета). Сергей Бачин активно способствует развитию внутреннего и въездного туризма в России. Именно он стоял за реализацией амбициозных проектов туристических кластеров «Завидово» и «Ярославское взморье», и именно он руководит созданным к Белым играм в Сочи 2014 года курортным комплексом «Роза Хутор».
Сергей Бачин отмечает, что бизнес должен быть социально ответственным, и этот подход является одним из ключевых в деле реализации им того или иного проекта. По признанию предпринимателя, он всегда задумывается над тем, какую пользу реализация какого-то из его замыслов принесет людям.
Важно отметить, что Сергей Бачин не любитель разбрасываться громкими словами, и подтверждает свои заявления делами. А как иначе назвать спасение этнического музея-деревни «Тыгыдым»? Именно этот бизнесмен протянул руку помощи создателям комплекса в Пошехонье — супруги Мазалецкие-Дегтяревы были вынуждены искать возможность перевезти его в другой регион. На старом месте музей оставаться не мог по причине кадастровой ошибки. Ему грозило уничтожение. И тогда появился Сергей Бачин, который обеспечил переезд «Тыгыдыма» в Ярославскую область, Мазалецкие-Дегтяревы с детьми же благодаря бизнесмену несколько месяцев жили в безвозмездно предоставленным им для этих нужд коттедже, пока супруги решили все вопросы с переездом.