Среднему россиянину улететь за границу становится все сложнее, а значит, количество пассажиров уменьшится. Употреблять в разговоре слово «кризис» директор компании Lufthansa в СНГ и России Аксель Хилгерс не боится. Он уверен, что при текущей ситуации всем перевозчикам придется потуже затянуть свои пояса.
Так, крупнейший отечественный авиаперевозчик Utair начал оптимизировать работу еще в середине года. Авиакомпания ликвидировала и реструктурировала большинство своих дочерних компаний, что помогло снизить расходы до 5 млрд. рублей.
Количество зимних полетов сократилось сразу на 20%. Теперь компания ориентируется исключительно на бюджетные перевозки.
Самым сильным ударом по всей авиаиндустрии стала девальвация рубля, уверен Хилгерс. С ним полностью согласна Мария Ануфриева, глава компании Finnair в России. По ее словам, падение рубля привело к общему снижению покупательского спроса. Международные перелеты стали еще дороже – многим приходится отказываться от зарубежного отдыха.
Еще одну проблему российской авиаиндустрии четко обозначил Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации Ространснадзора.
Оказывается, большинство отечественных авиакомпаний эксплуатируют преимущественно западную технику: «Боинги», «Эйрбасы» и пр. Они берутся в лизинг, поэтому покупаются за валюту. Все лизинговые платежи приходится вносить в долларах, да еще и ежемесячно. Если такой платеж не поступил в срок, самолет арестовывается, а затем изымается. Поскольку авиакомпании зарабатывают в рублях, несложно догадаться, как сильно они страдают от девальвации.
Росавиация отмечает внушительное замедление в отрасли. Если в октябре 2013 пассажиропоток вырос на 12,7%, то в этом году прирост составил всего 5,1%. За неделю евровалюта взлетела с 56 рублей до 63,5, что повлекло за собой рос стоимости авиабилетов на 12,5%. Не исключено, что на следующей неделе пассажиров ждет очередной скачок стоимости.