В случае, если удастся доказать, что источники незаконны, имущество будет подлежать конфискации. Силовики уже поддержали предложенную инициативу.
Автором инициативы стал зампредседателя Комитета по противодействию коррупции Э. Валеев. «Предложений много, — утверждает он, — Сейчас мы сотрудничаем с Генпрокурором в работе над этим законопроектом». Валеев предлагается конфисковать имущество тех родственников осужденных, кто не может отчитаться об источниках его приобретения, в порядке судопроизводства по иску прокурора.
Схожий законопроект готовит еще один член комитета по противодействию коррупции И. Костунов. По его предложению, конфискации должно подлежать также имущество, переданное осужденным лицом компаниям или посторонним лицам за плату, «явно не соответствующую реальной стоимости». В ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму.
Костунов поясняет, что сейчас имущество, нажитое преступным путем, передается третьим лицам, и конфисковать его невозможно, потому что нынешний владелец утверждает, что ничего не знал о его незаконном происхождении. «Право на сохранение имущества добросовестным приобретателем сейчас защищено Гражданским Кодексом, — говорит Костунов, — А доказать, что принявшее лицо знало о преступном происхождении имущества невозможно».
Юристы же опасаются, что выдвинутые инициативы по борьбе с коррупцией окажут дополнительное давление на бизнес. «В вопросах передела собственности стороны часто приходят к уголовному принуждению, — утверждает Д. Шевченко, руководитель юридического отдела Ланта-Банка, — Поэтому подобные законопроекты могут принести больше вреда, чем пользы».
Сопредседатель «Деловой России» А. Данилов — Данильян также отрицательно высказался по поводу расширения института конфискации. По его словам, законы страны недостаточно однозначны, и нельзя быть уверенным, что правоохранительные органы будут интерпретировать их так же, как и юристы.