Для начала потребуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и получить разрешение.
При регистрации выбирается код ОКВЭД 60.22 «Деятельность такси». При получении заказа через диспетчерскую службу на перевозку пассажира перевозчик должен заключить в устной форме публичный договор фрахтования.
Для получения разрешения необходимо предоставить:
- заявление;
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
- копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем, либо договор лизинга или договор аренды или копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством.
Разрешение действует на конкретный автомобиль. И в случае поломки или в других случаях, препятствующих осуществлению деятельности, заменить таксомотор без получения нового разрешения будет нельзя. Следовательно, при покупке, лизинге или аренде другого таксомотора потребуется вновь оформлять разрешение, что может отсрочить получение дохода. Несомненно, это большой минус.
Действие разрешения распространяется на территории того субъекта РФ, в котором оно получено, поэтому перевозка пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов РФ допускается только при заключении соглашений между субъектами РФ.
Но это не означает, что перевозчик обязан высадить пассажира на границе территории действия разрешения в случае отсутствия соглашения между субъектами РФ. Если пункт назначения находится за пределами территории субъекта, в котором действует разрешение, закон лишь запрещает заключение новых публичных договоров фрахтования в этом субъекте.
Основные требования, предъявляемые к такси и водителю
Легковое такси — это транспортное средство (не более 8 мест для сидения, помимо места водителя), используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
К водителю предъявляются следующие требования. Общий водительский стаж должен быть не менее трех лет.
Предприниматель обязан проходить предрейсовый медицинский осмотр, если самостоятельно исполняет функции водителя, а в случае найма обеспечить водителям прохождение ими предрейсового медицинского осмотра. На практике данные услуги стараются предоставить за определенную плату диспетчерские службы, что очень удобно для предпринимателя. Также вопрос медицинского предрейсового осмотра решается путем заключения договора со специализирующимися на этом медицинскими центрами.
Законодатель обязывает предпринимателя обеспечивать техническое обслуживание и ремонт такси, проводить контроль технического состояния транспортного средства перед выездом на линию.
Такси должно быть оборудовано опознавательными знаками в виде цветографической схемы, которая наносится на кузов (на боковые поверхности кузова) и представляет собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, на крыше должен находиться опознавательный фонарь оранжевого цвета.
При отсутствии опознавательных знаков предусмотрена административная ответственность по п. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ в виде штрафа для водителя — 3000 руб., для индивидуального предпринимателя — 10 000 руб.
Согласно п. 2 ст. 12.4 КоАП РФ незаконное нанесение цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2500 руб., на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) — в размере 20 000 руб. с конфискацией указанных устройств. При этом о цветовой гамме в КоАП РФ ничего не сказано, соответственно, административная ответственность наступает за размещение опознавательного фонаря легкового такси любого цвета.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Наличие таксометра в такси должно быть предусмотрено законодательством субъекта РФ, причем если стоимость поездки фиксированная, но известна до начала поездки и не зависит от фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, то таксометр устанавливать не обязательно (такая ситуация возникает обычно в небольших городах).
Технический осмотр таксомотора нужно проходить не менее двух раз в год. С 1 января 2012 г. ТО можно пройти в любом пункте (то есть не по месту регистрации таксомотора, а на территории любого субъекта РФ), который аккредитован Российским союзом автостраховщиков. При этом операторы ТО должны быть подключены к единой автоматизированной информационной системе ТО, куда не позднее 24 часов должна быть передана информация о каждой машине, прошедшей ТО.
В салоне таксомотора должна быть размещена следующая информация:
- данные о перевозчике (Ф.И.О. предпринимателя и регистрационные данные);
- разрешение на осуществление деятельности;
- данные о водителе с его фотографией;
- данные о надзорном органе, который вправе рассматривать обращения пассажиров в сфере перевозок в легковом такси, и его координаты;
- правила перевозки в режиме такси;
- путевой лист (в котором содержится информация о ежедневном предрейсовом медицинском осмотре и проверке технической безопасности транспортного средства);
- страховка ОСАГО;
- талон технического осмотра.
За отсутствие в салоне такси этой информации налагается штраф в соответствии с п. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ: на водителя — 1000 руб., на индивидуального предпринимателя — 10 000 руб.
Страховка ОСАГО
Для того чтобы получить страховку ОСАГО, потребуется представить талон ТО, срок действия которого должен быть не менее шести месяцев.
Многие страховые компании иногда указывают на страховых полисах «не для такси». В случае ДТП страховые компании могут признать договор страхования недействительным при установлении факта, что данное транспортное средство использовалось для получения прибыли (даже если будет установлен хоть один такой факт за время действия полиса ОСАГО).
Во избежание получения отказа страховой компании от выплаты по страховому случаю следует при оформлении страховки указать, что данное транспортное средство будет эксплуатироваться в предпринимательской деятельности (по Правилам ОСАГО будет применен повышающий коэффициент).
Сумма страховки ОСАГО зависит еще и от коэффициента «бонус-малус», который направлен на поощрение безаварийной езды, и в то же время на ужесточение условий страхования для тех водителей, которые часто попадают в ДТП. Можно предоставить данные из другой страховой компании, в которой водитель зарекомендовал себя как аккуратный безаварийный водитель, чтобы при расчете суммы страховки был применен коэффициент «бонус».
У страховых компаний появилась возможность выставить регрессное требование по страховым случаям, которые наступили вследствие неисправности транспортного средства, которое должны были выявить пункты ТО при диагностике транспортного средства.
На практике встречаются случаи, когда талон ТО покупается вместе со страховкой ОСАГО (обычно такую покупку предлагают недобросовестные страховщики). В этом случае страхователь без проведения диагностики автомобиля рискует при наступлении ДТП, которое произошло из-за технической неисправности автомобиля, тем, что страховщики выставят регрессное требование страхователю, а не пункту ТО.
Налоги такси
Предприниматель может выбрать общую систему налогообложение (ОСНО), при этом ему придется осуществлять различные виды отчислений в бюджет: НДФЛ (13%), НДС (18%), а также страховые взносы в фонды. Данный вид налогообложения является более сложным и с точки зрения ведения отчетности. Существуют специальные налоговые режимы, которые облегчают предпринимателю ведение учета в деятельности и снижают налоговую нагрузку.
Предприниматель при осуществлении деятельности в сфере легкового такси может применять специальный налоговый режим в виде ЕНВД, если на территории субъекта РФ деятельность легкового такси подпадает под данный вид налогообложения.
Ограничение для применения данного режима возможно, когда у предпринимателя на праве собственности находится более 20 транспортных средств. Расчет производится на основании количества посадочных пассажирских мест (место водителя в расчет не берется).
Если в техническом паспорте завода-изготовителя отсутствует информация о количестве посадочных мест, то количество посадочных мест определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ на основании заявления индивидуального предпринимателя.
Для расчета суммы ЕНВД берется базовая доходность, умноженная на количество посадочных мест, с применением соответствующих коэффициентов К1 (устанавливается на федеральном уровне) и К2 (устанавливается на местном уровне), ставка налога принимается равной 15%. Налоговым периодом установлен квартал. Срок подачи декларации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а срок уплаты налога — не позднее 25-го числа. Сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов, но не более чем на 50%.
С 2018 г. специальный режим в виде ЕНВД будет отменен для всех видов деятельности. Вариантом замены этого режима может служить упрощенная система налогообложения (УСНО) (6% со всего дохода либо 15% — «доходы минус расходы») (если расходы документально подтверждены и составляют значительный объем от суммы дохода).
Более приемлемым вариантом является УСНО на основе патента, которая иногда даже выгоднее спецрежима в виде ЕНВД. С 2012 г. под патентное налогообложение подпадает 69 видов деятельности, в том числе перевозка пассажиров. Для применения данного режима нужно уточнить, принят ли на территории субъекта РФ соответствующий нормативный акт, разрешающий использование патента. Патент выдается сроком на один год.
Предприниматель, перешедший на УСНО на основе патента, должен 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Остальная часть оплачивается не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При этом оставшаяся часть стоимости патента подлежит уменьшению на сумму страховых взносов.
При применении УСНО либо УСНО на основе патента потребуется ведение книги учета доходов и расходов, при этом используется кассовый метод признания доходов. Отсутствие либо не заполнение книги доходов и расходов предусмотрены санкции в виде штрафа в размере 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) либо лишение права применять режим УСНО, причем возврат на данный режим возможен только через три года. Не оплата вовремя патента, согласно п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ, лишает права на применение специального режима или патента с самого начала действия патента, сумма ранее уплаченного патента не возвращается.
Все указанные выше требования устраивают далеко не всех предпринимателей, решивших связать свою предпринимательскую деятельность с перевозкой пассажиров.
Но тем не менее, данные требования утверждены законодательно и обязательны для исполнения в данной сфере. Изначально принятый закон о пассажирских перевозках содержал более жесткие требования к осуществлению данного вида деятельности.
Так, например, стаж водителя должен был быть не менее 5 лет, процедура получения разрешения была приравнена ко всем видам деятельности, что требовало больше затрат времени. Кроме того, в такси должен был быть в обязательном порядке кассовый аппарат, сейчас же достаточно выдавать бланки строгой отчетности.