Кассовый разрыв

Кассовый разрыв заключается в том, что на оплату расходов, от которых отказаться или перенести нельзя, не хватает доступных денежных средств. Иными словами, момент поступления денег или их части не совпал с моментом намеченных платежей.

Вызвать подобное расхождение могут три разных фактора.

Во-первых, кассовый разрыв обычен там, где поступление денег не планируется вообще.

Во-вторых, он возможен, если такое планирование недостаточно совершенно или плохо отлажено.

В-третьих, авральные мероприятия по устранению одного разрыва могут привести к появлению следующих (когда на какой-то текущий платёж идут средства, расписанные уже на будущее целевым образом).

Но, если устранить или хотя бы свети к минимуму эти факторы по силам любому толковому и добросовестному коллективу работников при нормальном управлении, то форс-мажорных обстоятельств (например, банкротства, прекращения деятельности контрагентов, внезапно возросшей стоимости чего-либо, чрезвычайное происшествие и т.д.) ни избежать, ни смягчить приготовлениями особо не получится.

Чтобы устранить основные причины кассового разрыва, зависящие от самой организации, надо иметь платёжный календарь, который ляжет в основу среднесрочного бюджетно-финансового планирования и анализа общей платежеспособности. Если же избежать проблемы не удалось, существенную помощь могут оказать ссуды, кредиты и займы с коротким сроком возврата. Но прежде, чем искать заёмные средства и влезать в долги, имеет смысл активизировать поступление средств и притормозить их расходование.

Частичная или даже полная предоплата, либо уменьшение времени на платёж со стороны потребителей ускорят приток денег, как и более усердный сбор дебиторских долгов. Иногда требуются, между тем, более глобальные меры (рефинансирование займов, создание предложения сопутствующих товаров и дополнительных услуг без больших расходов). Попробуйте ещё пролонгировать сроки погашения кредитов.

Чтобы, как можно реже сталкиваться с кассовыми разрывами, необходимо организовать системное прогнозирование поступления финансовых средств и постоянно оценивать хозяйственное и финансовое состояние предприятия.