Это в советское время люди славились оптимизмом и жили ради «светлого будущего». Сегодня все стало иначе.
Ожидания предпринимателей, инвесторов и других участников экономики оптимистичными не назовешь. Бурного роста экономики никто не ждет. А значит, нет никакого смысла во что-то инвестировать. Нет спроса – нет инвестиций. А значит, нет роста экономики. Получается замкнутый круг.
Еще одна причина «экономического пессимизма» – негативный опыт прошлых лет. На глазах современных предпринимателей рухнули «Вим-авиа», «Трансаэро» и «Бинбанк». А ведь они строили оптимистичные прогнозы, проводили агрессивную политику – от закупки самолетов до выдачи кредитов. Но экономика так и не начала расти.
Не произошло и быстрого отскока цен на нефть. И это стало серьезным сигналом для российского бизнеса пересмотреть свою стратегию и двигаться более аккуратно, осторожно. Результат – с середины 2017 года рост инвестиций практически прекратился.
За ним остановилось производство, и экономика оказалась в положении стагнации. Бизнес не хочет брать кредиты в банках, спрос на жилье, строительство и торговлю тоже сокращается.
Есть ли выход?
По мнению Евсея Гурвича, России нужно осваивать кардинально новую модель роста. Предыдущая модель, обеспечившая рост в 2000 году, уже не работает. Задача повышения производительности в те годы не была актуальной. Сейчас расширения спроса нет.
Нужно вкладывать средства в снижение издержек, осваивать новую продукцию и повышать ее качество. И тогда рост станет интенсивным, а не экстенсивным, считает эксперт.