Предполагаемый закон, по сути, только восстановит те полномочия, которые сократил г-н Медведев, когда он занимал должность президента страны. Критики полагают, что такие меры значительно усилят роль полиции и сил безопасности в деле ограничения мошеннических сделок и уклонений от налогов.
После того как президент обсудил проект закона с Михаилом Шустиным, руководитель ФНС обещал как можно быстрее закончить все изменения и вносить закон на обсуждение в Госдуму. Предполагается, что возврат к практике 2011 года, когда уголовное преследование подозреваемых, только на основании документов из налоговой, поможет в деле выявления уклонистов. Но так ли это? Покажет только время. На ужесточении регулирования налоговой политики настаивает В.В. Путин, заявляя, что: «связанные с налогами положения закона оказались до сих пор неэффективными». Новый проект закона позволит правоохранительным органам начинать расследования по обвинениям в невыплате налогов только на основе собственной доказательной базы!
Как и следовало ожидать, у проекта тут же нашлись противники. Д.А. Медведев подверг закон критике, а бывший министр финансов А. Кудрин назвал меру «шаг назад». Однако, в поддержку законодательного акта можно высказать и то, что многие уложения смягчены, чтобы дать уклонистам «шанс покаяться» и вовремя погасить задолженности. Именно об этом заявил М. Мишустин. «Если налогоплательщик в рамках расследования сможет погасить сумму налогов, штрафов и пени – он сможет избежать уголовного преследования» — эти слова президента станут, видимо, новой «путеводной звездой» как для правоохранительных, так и для налоговых органов.
Остается подождать совсем немного: депутаты Госдумы, подбодренные началом, примут закон быстро. А вот что делать предприятиям, особенно частным небольшим компаниям, которые из-за последних законодательных новшеств не имеют финансовой возможности оплатить долги – это остается неизвестным. Новая версия закона регулирует только обязательства Следственного комитета и координирует его работу с налоговыми органами на предмет размера налоговой задолженности предпринимателя находящегося под следствием.