Интенсивное развитие цифровых технологий, их, в хорошем смысле слова, агрессивная интеграция во все сферы нашей жизни стимулирует всё оперативнее реагировать на эти вызовы. IT-отрасль сегодня стала неотъемлемой частью жизни населения. Для того чтобы этот процесс развивался в верном, цивилизованном направлении, в российских регионах формируются специализированные кластеры, так называемые IT-экосистемы, чтобы участники IT-сообществ могли ещё более результативно решать вопросы, открывающиеся перед ними.
Какие же IT-сервисы сегодня можно с уверенностью отнести к самым клиентоориентированным? Пожалуй, одну из первых позиций в этом своеобразном хит-параде занимают кэшбэк-платформы; а ведь совсем не так много времени прошло с тех пор, когда российские потребители в принципе услышали это слово.
Но за последнее десятилетие, как несложно заметить, поведение отечественных покупателей значительно изменилось – на смену скепсису и недоверию по отношению к новым инструментам и технологиям пришло понимание и заинтересованность. В настоящее время предполагаемая аудитория кэшбэк-сервисов, по самым приблизительным подсчётам экспертов отраслевого рынка, насчитывает порядка 30 млн человек. И численность этой армии пользователей растёт с завидным постоянством, ежедневно увеличиваясь.
В чём смысл кэшбэка?
Что такое кэшбэк-сервисы, и в чём сакральный смысл их существования? Откуда они взялись, и как они работают? Несколько лет назад, когда конкуренция между интернет-магазинами стала расти семимильными шагами, владельцы онлайновых торговых ресурсов были вынуждены всерьёз, но ненадолго задуматься о максимально действенных способах привлечения новых покупателей. А «ненадолго» потому что, как гласит стародавний закон рынка, спрос рождает предложение. Так чтоочень быстро появились специализированные сервисы, готовые работать за проценты с покупок привлеченных ими клиентов.
«А сила – в деньгах»
Вы помните знаменитую фразу из культового российского фильма – «В чём сила, брат? – А сила – в деньгах». Так вот, именно на них, на деньгах, строится интерес самих покупателей, вовлечённых в эту любопытную историю. Дело в том, что частью процентов кэшбэк-сервисы готовы делиться с пользователями. Правда, степень этой готовности у многочисленных площадок существенно отличается: одни могут предложить вернуть клиенту лишь три процента, другие обещают расщедриться аж до 50 процентов. Выплачивают иногда кэшем, иногда – различными внутренними бонусами, которыми располагает платформа. Важно лишь предельно внимательно изучить предлагаемые условия, благо вариантов великое множество, а значит, людям есть из чего выбирать.
На десерт
Еще одна привлекательная фишка кэша, так сказать, «на сладкое», заключается в том, что этот интересный и по-своему уникальный механизм функционирует даже в тех случаях, когда человек приобретает товар с «желтым ценником». Иными словами, счастливый и грамотный обладатель кэш-карты получит обещанный процент с любых покупок, в то время как в большинстве оффлайн торговых площадок товары, продаваемые по акции, к этому разряду не относятся. Да что тут долго объяснять – всем нам, покупателям, хорошо известна фраза «Скидки не суммируются!». И точка. А вот кэшбэк-сервис отнюдь не столь категоричен.
Интерес для бизнеса
А в чём же интерес для самих предпринимателей? О, за бизнес в этом контексте можно не волноваться: его возможности, как и прибыль, уверенно растут вместе с рынком. Кешбэк-сервисы работают по CPA-модели; тот самый случай, когда оплата производится конкретно за целевое действие. Такие сервисы привлекают пользователей в магазины и получают за это свое вознаграждение.
В большинстве случаев подключение магазинов к кэшбэк-платформам происходит посредством агрегаторов. Однако в последнее время появились новые платформы, предлагающие подключение напрямую путём заключения договоров с магазинами. Несмотря на относительную новизну этого решения, представители бизнес-сообщества уже успели по достоинству оценить его преимущества. Ведь выгода в этой ситуации очевидна: бесплатное (как правило) подключение к платформе плюс реальная возможность рекламироваться наряду с крупными брендами, расплачиваясь за рекламу по факту совершения покупки.
Да, кэшбэк-сервис – это относительно низкомаржинальный бизнес. У него, как и у любого, есть свои риски. Но сегодня это та самая новация, которая, как показывает зарубежный опыт, пришла на российский рынок всерьёз и надолго.
Инна Богомолова,эксперт по экономии денег, акционер компании WWP CAPITAL