Открытие фаблаба

В промышленности с этим проблем нет, так как технология предусматривает использование оборудования, наличие специалистов обеспечивающих производство требуемой продукции.

Другое дело частный сектор. Например, частник создал эскиз предмета или даже его 3D модель, но не имеет практических навыков, специального оборудования (лазерного гравировального станка, 3D принтера…) для воплощения в жизнь своей задумки.

Как решить эту проблему?

Выход видится в приобретении требуемого оборудования. Однако это удовольствие будет не каждому по карману. В то же время изготовление сложных, красивых, уникальных новинок – это перспективная бизнес-идея. Если забыть о масштабном производстве, то она позволит новичку наладить достаточно прибыльный бизнес.

Речь идет об открытии фаблаба – мастерской, оснащенной современными агрегатами с ЧПУ, вспомогательным оборудованием, инструментом. Важное условие – материальная база мастерской должна позволять изготавливать широкий ассортимент небольших изделий.

Особенность фаблаба – оборудование подлежит аренде. То есть каждый человек может воспользоваться тем или иным станком за определенную плату. Материал будут приносить клиенты. Такой бизнес в нашей стране нов, но в западноевропейских странах он уже освоен и доказал свою состоятельность в плане прибыльности и рентабельности.

Рассматриваемая бизнес-идея хороша и тем, что новичкам и не только не придется беспокоиться по поводу давления со стороны конкурентов. Причина та же – незанятость ниши.

Итак, рассмотрим нюансы реализации бизнес-проекта.

1. Месторасположение. Чем ближе клиенты, тем лучше. Надо понимать, что производство в жилых районах запрещено, поэтому придется остановиться на черте населенного пункта.

2. Помещение. О площади производственного объекта говорить сложно, так как она зависит в первую очередь от планируемого масштаба бизнеса. Можно приобрести компактные аппараты (те же 3D принтеры и т. д.), габаритные агрегаты с ЧПУ. Если планируется развитие, следует подумать о резервной площади. В любом случае не обойтись без электричества, отопительной системы, вентиляции, канализации, водоснабжения.

3. Оборудование. Необдуманные покупки в любом бизнесе недопустимы. До формирования материальной базы следует провести анализ спроса на те или иные станки. Совет: обратите внимание на то, какие производственные мощности находятся возле вашего города. Может рядом расположены заводы, деятельность которых связана с металлом, древесиной. Так вы определите, на какие станки стоит делать акцент.

4. Рабочий штат. Хорошо, если вы сами являетесь мастером на все руки, тогда на старте можно обойтись своими силами. В противном случае придется нанять одного работника. Потребуется администратор. Важный момент – мастер должен не только иметь навыки работы с агрегатами, инструментарием, но и оказывать консультативную помощь клиентам – это будет его основная обязанность.

5. Рекламная кампания. О рекламе можно писать много. Мы же поступим проще. В силу того, что в нашем случае бизнес немасштабен можно воспользоваться местными теле-, радиоканалами, печатными периодическими изданиями. Не забудьте про листовки, интернет, объявления на остановочных пунктах. Примечательно то, что в таком бизнесе быстро дает о себе знать сарафанное радио. Поэтому следует задуматься о качестве предоставляемых услуг.

6. Финансовая сторона бизнеса. Ориентировочная стоимость аренды станка – 0,5 тыс. р./час. Им могут пользоваться параллельно несколько клиентов. В этом случае цена удваивается. Варианты аренды: почасовая, посуточная, помесячная. С увеличением срока аренды оборудования уменьшается плата клиентов.

По причине новизны бизнеса привлекать клиентов сначала будет сложно. Поэтому рационально заняться индивидуальными заказами.