Рост в производственном секторе и в сфере услуг в апреле оказался медленнее, чем ожидалось, при этом промышленное производство во Франции сократилось, а в Германии оно не оправдало ожиданий.
Несомненно, частично эта слабость связана с глобальными факторами.
- Экономика США в 1-м квартале забуксовала, возможно, в связи с погодными факторами, хотя сильный доллар также этому способствовал.
- Экономика Китая замедлилась до такой степени, что обеспокоенные власти были вынуждены вновь прибегнуть к накачиванию ликвидности.
Но частично эта слабость, возможно, связана с тем фактом, что цены на нефть перестали падать и продемонстрировали рост в течение этого месяца.
Марио Драги, президент Европейского центрального банка, недавно признал роль низких цен на энергоносители в недавнем восстановлении в еврозоне, приравняв ее к денежно-кредитному смягчению, проводимому ЕЦБ. Поскольку еврозона является чистым импортером существенных объемов нефти и газа, падение цен на энергоносители стало чистым позитивным фактором для ее экономики – своего рода антиналогом, который дает компаниям и домохозяйствам больше располагаемых доходов.
Некоторые называют это «благоприятной дефляцией». Обычно дефляция вызывает беспокойство у центральных банков, так как в целом падение цен затрудняет обслуживание долга и побуждает людей воздерживаться от покупок, что сдерживает общий спрос в экономике. А недавняя негативная динамика годовой инфляции заставила экономистов беспокоиться в отношении того, что еврозона может вступить в период «плохой дефляции».
Между тем, «благоприятная» дефляция еврозоны, очевидно, стимулировала расходы и вызвала рост настроений потребителей и компаний.
Но поскольку цены на нефть начали восстанавливаться, то расходы на энергоносители сильнее ударили по карману потребителей. Одновременно с этим резкое снижение курса евро усилило повышательное давление на цены. Впрочем, это пока не отразилось на официальных данных, которые показывают, что инфляция остается на предельно низких уровнях. Но повышение инфляции, очевидно, приближается. Немецкие компании сообщают о растущих закупочных ценах, а также на самый значительный рост отпускных цен с начала 2014 года. На это указывают последние индексы PMI. А опросы ЕЦБ указали на растущие инфляционные ожидания.