С 1 января 2019 года транспортно-логистические компании обеих стран смогут свободно перемещаться по территории другого государства на паритетной основе.
Документ, закрепляющий новый режим грузовых перевозок, был подписан в июне этого года, пишет «Эксперт-Урал». Маршруты логистических операторов не будут ограничиваться 30 км в пределах приграничной зоны. Перемещения через заранее согласованные пункты, со сменой перевозчиков, уйдут в прошлое. Ожидается, что принцип доставки «от двери до двери» будет реализован в полной мере.
«Новое соглашение станет драйвером развития транспортного коридора между Азией и Европой и российско-китайских автомобильных перевозок. Оно будет способствовать кратному увеличению торгового оборота, развитию инфраструктуры, упрощению процедур и сокращению сроков доставки товаров», — сообщил заместитель министра транспорта Николай Асаул.
Безусловно, нужно будет пройти через несколько промежуточных этапов для полномасштабного воплощения проекта. В АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков) утверждают, что потребуется сделать пробные перевозки, более детально ознакомиться с таможенными процедурами, наладить все деловые контакты.
«В отношении объемов следует отметить, что по-прежнему преобладающая их часть будет выполняться для обслуживания приграничной торговли между российскими регионами Дальнего Востока, Забайкалья и тремя северо-восточными провинциями Китая. А эти объемы превышают 2 млн тонн, — отметил руководитель группы мониторинга рынка департамента организации перевозок АСМАП Анатолий Пинсон. — Перевозки вглубь Китая непосредственно до отправителей и получателей продукции, конечно, постепенно будут наращиваться. По нашей оценке, огромный потенциал для развития таких перевозок имеют экспортеры и импортеры многих регионов Урала и Сибири. Но этот процесс не быстрый. Ведь надо наладить новые деловые контакты, заключить соответствующие контракты и так далее».
По подсчетам экспертов АСМАП, первоначально – в течение первого года – вглубь Китая будет происходить не более 100 рейсов в месяц. Со временем – их станет безусловно больше, уверен советник по развитию ГК «Деловые Линии» Андрей Воленко:
«Объемы грузовых перевозок между КНР и РФ демонстрируют стабильный рост на 10 — 20% ежегодно. Новый порядок поспособствует еще более активному росту за счет увеличения скорости движения товарных потоков, приведет к изменению логистических схем доставки товаров между нашими странами и позволит увеличить товарооборот. Последует и рост автомобильных перевозок. По оценкам наших экспертов, к новым условиям быстрее смогут приспособиться российские перевозчики, однако со временем и китайские операторы начнут осуществлять рейсы на территории России».
К слову, автомобильные грузовые перевозки остаются самым популярным видом доставки и в России. Правда, внутренняя ситуация осложняется своими проблемами – например, повышением ставки НДС и повышением цен на топливо.
«Правительство планомерно удерживает курс на рост налогов, сборов и акцизов. Все участники рынка, в том числе и потребительский сектор, ощутили на себе значительный скачок тарифов на топливо, — заявил руководитель группы компаний «ИнтерТрансАвто» Александр Волик. — Еще в первых числах июня тарифы на дизельное топливо колебались в отметке 40 рублей за литр. Менее чем через месяц в Свердловской, Костромской, Московской и других областях стоимость литра выросла до 44 — 45 рублей, а в северных и восточных регионах страны тарифы доходили до 48 рублей. За 14 лет работы мы не помним такого стремительного роста цен на дизельное топливо — более 10% менее чем за месяц. Такой резкий скачок цен очень чувствителен для рынка, ведь расходы на топливо составляют 40 — 50% тарифа на перевозку. Скоро нас ждет еще одно нововведение — поднятие ставки НДС на два процентных пункта. Если принять стоимость перевозки из пункта А в пункт Б за 100 условных единиц, то НДС и налог на прибыль составят не менее 20% или 20 условных единиц, «Платон» — 5 условных единиц, дизтопливо — 40 единиц, из которых 24 единицы (60%) — акциз. Итого с учетом налогов и отчислений с ФОТ — не менее 50 единиц. То есть 50 копеек с каждого рубля так или иначе уходит в бюджет».
Андрей Воленко из «Деловых Линий» говорит о замедлении роста грузооборота на рынке сборных грузов:
«Это результат сокращения объемов перевозок оборудования и товаров для строительного рынка, рынка продукции обрабатывающих производств, сегмента fashion в розничной офлайн-торговле. Интернет-торговля, в большей степени — трансграничная с Китаем, напротив, показывает уверенный прирост. Согласно статистике Data Insight, ежегодно количество онлайн-заказов растет более чем на 20%. Грузоперевозчики постараются нарастить объемы перевозок за счет привлечения клиентов данного сегмента. В этой связи произойдет улучшение качества сервиса доставки на «последней миле». Также не потеряет актуальности тренд «обеления» рынка грузоперевозок: усиление мер государственного регулирования приведет к постепенному уходу «серых» операторов».
Очищение рынка от «теневых» игроков – одна из главных задач, которые ставит перед собой государство в контексте регулирования отрасли грузоперевозок. Наметившийся тренд консолидации сферы вокруг крупных «белых» компаний заметен уже сегодня и продолжает набирать силу.