От решения Казахстана повысить почти в 2,5 раза тариф на прокачку в Китай нефти компании «Роснефть» государство потеряет почти 1 млрд рублей. В уведомлении, полученном «Транснефтью» от казахстанской «Казтрансойл», говорится, что стоимость транзита нефти в Китай через территорию Республики Казахстан по казахстанскому участку магистрального трубопровода Туймазы – Омск — Новосибирск-2 (ТОН-2) с 1 апреля будут составлять 4,292 тысячи тенге за одну тонну на 1 тысячу километров. В настоящий момент цена транзита составляет 1,727 тыс. тенге.
За счет увеличения тарифа «Казтрансойл» получит около 840 млн рублей дополнительного дохода, не вложив в трубопровод ни копейки. Казахи не оплачивают даже электроэнергию для работы нефтеперекачивающих станций.
По нефтепроводу ТОН-2 экспортируется нефть из России в Китай, его пропускная способность составляет 10 млн тонн в год, общая протяженность — около 3,6 тыс. километров. Протяженность участка нефтепровода на территории Казахстана составляет около 186 км.
Дополнительный доход от транзита сырья «Роснефти» позволит казахам компенсировать разницу в качестве нефти, поставляемой от «Роснефти» и отправляемой в Китай. Из России в Казахстан приходит нефть с содержанием серы 1,5%, а сами казахи отправляют в Китай нефть с содержанием серы 0,6%.
Эксперт ТЭК Иван Барсумин заявил: «Тут можно предположить скрытую форму взятки, полученной казахами от компании «Роснефть». По сути, структуры Сечина использовали ФАС втемную, сначала пролоббировав принятие спорного решения, а теперь получив прямой убыток для российского бюджета. Фактически «Роснефть» забрала руками ФАС из «Транснефти» миллиард и отдала казахам с очевидным гешефтом для себя».
Косвенно в пользу этой версии говорит красноречивое молчание «Роснефти», которая, казалось бы, является самой пострадавшей стороной. Когда в недавнем прошлом Белоруссия повысила тариф на прокачку на 50%, в Роснефти это вызвало настоящую истерику. А тут – на 250% и – молчание — глава «Роснефти» предпочитает тихо ничего не комментировать.
ФАС России фактически в ущерб казне отстоял интересы казахстанского бюджета, что напоминает о временах СССР, когда за счет Российской Федерации дотировались национальные республики.
В декабре 2017 года правление ФАС приняло решение индексировать все тарифы «Транснефти» на 4%, из них 0,1% — это индексация затрат «Транснефти» по «казахстанской петле», заявил начальник управления регулирования ТЭК ведомства Дмитрий Махонин. «Транснефть» просила повысить тарифы на 21%. Глава «Транснефти» Николай Токарев тогда назвал решение ФАС по тарифу на прокачку нефти через Казахстан в интересах «Роснефти» необоснованным и ненормальным. Токарев напомнил, что «Транснефть» оценивает ущерб от данного решения в 1,2 млрд руб. «Избирательность в пользу «Роснефти» говорит только о том, что за счет государственной компании «Транснефть» планирует уладить свои дела негосударственная компания. «Роснефть» при продаже 19% акций утверждала, что она негосударственная. То есть проблемы негосударственной компании улаживаются за счет государственной путем нанесения ущерба в размере 1,2 млрд руб.» — сказал он.
По мнению Токарева, за решением ФАС о тарифах «Транснефти» и рост тарифа «Казтрансойл» скрываются какие-то непубличные договоренности. «Мы предполагаем, что там есть еще какой-то контекст за всем этим. Мы предполагаем, что Казахстан не просто так взял и повысил в 2,5 раза тарифы, это результат каких-то согласований», – заявил Токарев.
Вице-премьер Аркадий Дворкович так прокомментировал ситуацию «Интерфаксу»: «Мы смотрели в конце прошлого года эту тему. Пока есть решения, которые есть, пока других нет». При этом он отметил, что «тарифы всегда могут быть пересмотрены».