С 1 июля 2018 года вступают в силу серьезные изменения в системе проведения государственных закупок. Суть изменений заключается в том, что обеспечение заявок по государственным закупкам заберут у электронных площадок и передадут специально аккредитованным банкам. Впрочем, о том, как этот процесс будет осуществляться на практике, пока нет внятной информации. Потребуется открытие специальных счетов в банках, требование чего содержится в специальном Постановлении Правительства РФ, принятом по инициативе Министерства финансов РФ.
Известие об этих изменениях крайне насторожило российских предпринимателей, особенно если учитывать то, как эти изменения были освещены в средствах массовой информации. Прежде всего, в СМИ появилась информация о том, что поставщик товаров или услуг для участия в государственной электронной закупке будет обязан переводить обеспечение заявки на участие в закупках на специальный счет в банке, уполномоченном на работу с данной торговой площадкой. Если поставщик примет решение об участии в торгах на другой площадке, ему придется закрывать этот специальный счет и открывать новый – в том банке, который уполномочен работать с новой торговой площадкой. При этом специальный счет у поставщика может быть открыт лишь в одном банке.
Естественно, что публикации в средствах массовой информации, рисующие многочисленные проблемы и убытки российскому малому и среднему бизнесу, вызвали настороженность в предпринимательском сообществе. Однако, бизнесменов можно успокоить. Дело в том, что в настоящее время говорить о реальных изменениях в процессе государственных закупок преждевременно. Регламенты не разработаны и не утверждены, поэтому о возможных последствиях изменений, о том, как это в действительности будет выглядеть, мы можем только догадываться.
Конечно, определенные риски для российского бизнеса могут присутствовать. Если предпринимателям действительно придется постоянно открывать и закрывать новые специальные счета, это не лучшим образом скажется на работе предприятий. С другой стороны, вряд ли можно говорить о том, что изменения способны негативно повлиять только на малый и средний бизнес. Не в меньшей степени пострадает и крупный бизнес, причем, в отличие от малого и среднего бизнеса, он не пользуется столь масштабной государственной поддержкой.
Можно говорить о том, что в случае реальных изменений в сфере государственных закупок в наиболее выгодном положении окажутся банки, которые получат возможность диктовать свои правила игры. Ведь бизнес отказываться от банковских предложений не сможет, поскольку для участия в торгах ему придется сотрудничать с конкретными банками, либо вообще отказываться от участия в торгах. Соответственно, банки смогут навязывать бизнесу невыгодные предложения. Может пострадать и прозрачность системы государственных закупок.
В СМИ озвучивают «страшные цифры» тех потерь, которые якобы может понести в результате принятия данных изменений малый и средний бизнес – около 100 млрд долларов. Самим государственным заказчикам рисуют также нерадостную перспективу невозможности выполнения государственной квоты, которая, как известно, предусматривает выполнение 15% заказов малыми и средними предпринимателями.
На самом деле, пока строить такие прогнозы не стоит. Во-первых, с большой долей вероятности можно утверждать, что сначала последует некий переходный период, во время которого будут апробированы данные изменения. Во время переходного периода будут работать и электронные площадки, как и прежде, и банки – по новым правилам. За это время бизнес сможет привыкнуть к изменениям и подстроить свою деятельность под изменившиеся правила.
Во-вторых, поскольку в настоящее время, как я уже отметил выше, еще нет ни практики реализации этих изменений, ни регламентов, наши догадки относительно того, как в дальнейшем будут осуществляться государственные закупки, могут носить лишь умозрительный характер. Более конкретно мы сможем говорить о природе готовящихся изменений лишь ближе к середине июня 2018 года. Таким образом, пока нет серьезных поводов для беспокойства, а как изменения отразятся на российском бизнесе в действительности, покажут время и практика.
Валерий Овечкин, эксперт №1 в России по заработку на госзакупках
ovechkin.biz