Такие выводы делают аналитики и эксперты, основываясь на статистике транзита грузов через прибалтийские порты за последние годы. Напомним, в Латвии принят закон о переводе школ национальных меньшинств на латышский язык обучения, несмотря на многочисленные акции протеста и невзирая на то, в Латвии с населением 2 млн человек около сорока процентов русскоязычных жителей. Согласно сведениям крупнейшей аналитической компании Большой четверки KMPG, в случае потери всего транзита грузов из России экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро и 2,4% налоговых поступлений, уровень безработицы в стране поднимется на 1,1%. Похожая картина складывается в Эстонии. Если судить по данным грузооборота одного только порта в Вентспилсе, за последние пять лет объем транзита грузов через него снизился на 10 млн. тонн, одновременно с этим грузооборот портов Балтийского бассейна России за два года вырос почти 17 млн тонн, достигнув цифры в 247,5 млн тонн. Это произошло из-за разворота российского транзита из прибалтийских портов в Россию. Напомним, когда-то Вентспилс был крупнейшим балтийским портом Советского Союза, осуществлявшим экспорт нефти и нефтепродуктов, там же был построен самый большой терминал по переброске химических веществ. Кроме Вентспилса, железнодорожники и нефтяники за последние три года ушли с традиционных ранее Клайпеды, Таллина, Риги и резко переориентировались на Усть-Лугу, Приморск, Высоцк и Выборг. Отказ от услуг Вентспилского порта для России стало стратегической задачей, несмотря на удобство и налаженные пути поставок, страна смогла преодолеть экономическую зависимость. Частично это произошло благодаря расширению мощности порта Санкт-Петербурга, однако ограниченность площадей не позволила полностью решить вопрос. Основная задача по реализации логистики была направлена на проект «Север». В его рамках был построен порта Приморск на северном берегу Финского залива и Балтийская трубопроводная система (БТС). Первая очередь Кириши-Проморск мощностью 12 млн тонн в год была пущена в конце 2001 года, за пять лет достигнув мощности 74 млн тонн, сообщает Экономический обозреватель Business-Post.
Вторая часть проекта БТС-2 начала отгрузку нефти из Усть-Луги, в прошлом году через порт прошли 32,7 млн тонн нефти. Проект второй очереди БТС-2 расширяет пропускную мощность Усть-Луги до 38 миллионов тонн. При этом Россия продолжает пользоваться услугами прибалтийских портов, осуществляя поставки изготовленных из российского сырья нефтепродуктов из Белоруссии на экспорт. Однако варианты отказа и этого способа транзита через Прибалтику – вопрос времени.